Издается с 1989 г.

ISSN 1606-1330 (печ.)  ISSN 1605-9921 (эл.)

 

Информационное общество, 2016 год, выпуск 4-5

Слово главного редактора

Исполнение решений ВВУИО в Содружестве Независимых Государств: результаты экспертного анализа

Ершова Татьяна Викторовна

Т.В. Ершова

Татьяна Ершова

 

Выпуск этого номера журнала приурочен к юбилею: в конце 2016 года исполнится четверть века Содружеству Независимых государств – международному договору, призванному регулировать добровольные отношения сотрудничества между государствами, некогда входившими в состав СССР.

Государства - участники СНГ активно участвуют в процессах формирования информационного общества как на национальном, так и на глобальном уровне. Большинство из них внесли свой вклад в подготовку и проведение инициированной ООН Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), которая прошла в два этапа с декабря 2003 по ноябрь 2005 г. в Женеве и Тунисе и существенно повлияла на процессы развития информационного общества во всем мире.

После принятия ключевых документов ВВУИО – Декларации принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», Плана действий ВВУИО, Тунисского обязательства и Тунисской программы для информационного общества – в странах Содружества началась интенсивная работа по подготовке стратегических и программных документов, направленных на широкомасштабное использование ИКТ для социально-экономического развития. Благодаря этому в регионе реализуется целенаправленная политика по развитию информационного общества, что привело к значительному росту доступности ИКТ в последние годы. Особенно это касается беспроводных сетей, которые в настоящее время охватывают почти все сообщества, а также мобильной связи, число абонентов которой превышает количество населения. В регионе создана достаточно развитая информационно-технологическая и коммуникационная инфраструктура, достигнуты значительные успехи в компьютеризации домохозяйств и доступности интернета. Благодаря компьютерам, беспроводным сетям и мобильным устройствам становятся все более и более многочисленными и доступными услуги, которые можно получить онлайн, в том числе государственные услуги в электронной форме.

Успешному решению задач развития информационного общества на национальном уровне способствует эффективное межгосударственное сотрудничество, реализация решений и соглашений, принятых в рамках СНГ. Принятие Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 года, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 28 сентября 2012 года, послужило важным фактором развития кооперации в области использования ИКТ. Совместная работа в рамках реализации Стратегии и Плана действий позволяет обмениваться успешным опытом, вырабатывать согласованные подходы к формированию ИКТ-инфраструктуры, внедрению современных приложений ИКТ, развитию рынка в сфере ИКТ и обеспечению информационной безопасности, а также гармонизировать нормативное правовое и нормативно-техническое регулирование в сфере развития информационного общества.

2015-й год стал годом подведения итогов и планирования дальнейшей работы по развитию информационного общества на глобальном уровне и в регионе СНГ – на этот год приходится завершение сроков действий и Женевского плана действий и Плана действий СНГ. Кроме того, были подготовлены проекты Стратегии сотрудничества государств - участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2025 года. В этой связи стало актуальным проведение анализа ситуации в государствах – участниках СНГ в области развития информационного общества и выработка соответствующих рекомендаций как по доработке новых Стратегии и Плана, так и по конкретным действиям заинтересованных сторон.

Выполнение этой задачи было поручено Национальному инфокоммуникационному холдингу «Зерде» (Республика Казахстан), который 21 ноября 2014 года решением Совета глав правительств СНГ получил статус базовой организации государств - участников Содружества Независимых Государств, осуществляющей методическое и организационно-техническое обеспечение работ в области информационно-коммуникационных технологий. Работа осуществлялась с привлечением целого ряда экспертов из стран СНГ с мая 2015 по январь 2016 года в рамках исполнения государственного задания Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

Анализ проводился с точки зрения исполнения решений ВВУИО и документов, принятых в Содружестве, по семи основным направлениям женевского Плана действий*:

  • С1 Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития
  • С2 Информационная и коммуникационная инфраструктура
  • C3 Доступ к информации и знаниям
  • C4 Создание потенциала
  • C5 Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ
  • C6 Благоприятная среда
  • C7 Приложения на базе ИКТ:
  •     С7.1 Электронное правительство
  •     С7.2 Электронный бизнес
  •     С7.3 Электронное обучение
  •     С7.4 Электронное здравоохранение
  •     С7.5 Электронная занятость
  •     С7.6 Электронная охрана окружающей среды
  •     С7.7 Электронное сельское хозяйство
  •     С7.8 Электронная научная деятельность

Анализ основывался на использовании широкого спектра исследовательских и аналитических методов. Кабинетные исследования, в фокусе которых находились документы стратегического планирования и нормативные правовые акты стран СНГ в сфере ИКТ, сочетались с полевыми исследованиями – в каждой из стран СНГ с выездом на место были проведены экспертные опросы, а также интервью с представителями органов власти, гражданского общества, бизнеса и научно-образовательного сообщества.

При анализе ситуации с развитием информационного общества использованы результаты проведенных исследований, а также показатели и композитные индексы развития информационного общества, которые собираются и рассчитываются международными организациями и национальными статистическими агентствами. В качестве источников значений показателей для анализа развития информационного общества в странах СНГ использовались публикации и базы данных Международного союза электросвязи, Всемирного экономического форума, Департамента Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам, Всемирного банка.

По итогам проведенной работы был подготовлен аналитический материал, который содержательно был разделен на два основных блока:

  • сравнительный анализ данных о развитии информационного общества в странах СНГ по приоритетным направлениям Плана действий ВВУИО и
  • характеристика ситуации с развитием информационного общества в каждой из стран СНГ.

Второй блок был оформлен в качестве аналитического доклада «Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах - участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества» (Астана, 2016, URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf), который был представлен мировому сообществу 5 мая 2016 года в Женеве на очередном Форуме ВВУИО в ходе тематического семинара «Развитие информационного общества в странах СНГ», организованного холдингом «Зерде».

Материалы первого блока по согласованию с «Зерде» публикуются в настоящем выпуске нашего журнала. Из них видно, что информационное общество в странах СНГ развивается достаточно динамично. В последние годы в ряде стран Содружества можно было наблюдать быстрый рост показателей ИКТ и их мест в международных рейтингах: начиная с 2011-2012 гг. некоторые страны на тридцать, а то и на сорок позиций улучшили свое положение. При этом процессы проникновения и использования ИКТ в странах СНГ отличаются неравномерностью в различных регионах и социальных слоях населения. Развитие информационного общества привело к появлению нового вида пространственной и социальной поляризации – информационного неравенства, которое является сегодня новым фактором разобщенности стран СНГ и их регионов, а также маргинализации отдельных групп населения. Эти различия в регионе СНГ более выражены, чем в ЕС, – например, по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения между странами СНГ наблюдается разрыв в более, чем 700 раз (28,84 в Беларуси и 0,04 в Туркменистане).

Необходимо отметить, что в странах СНГ отсутствует единственный абсолютный лидер развития информационного общества – по разным направлениям и показателям использования ИКТ лидируют разные страны. Общей проблемой для стран СНГ являются плохие или недостаточно высокие показатели в среднем по региону по следующим направлениям, где вряд ли можно говорить о лидерстве для каких бы то ни было стран:

  • С5 «Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» (среднее значение интегрального показателя 3,109 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 4,82);
  • С6 «Благоприятная среда», включая защиту прав собственности, независимость судебной системы, конкурентность местных рынков и т.п. (среднее 3,335 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 3,943);
  • в целом С7 «Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни» (среднее 3,68 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 5,184).

Впрочем, средние значения всех остальных показателей по региону также оставляют желать лучшего: самые высокие из них (4,473 по доступу к информации и знаниям и 4,189 по развитию человеческого потенциала) пока весьма далеки от мирового максимума (7) и от максимума по региону СНГ (5,083).

Если посмотреть на отдельные направления использования ИКТ, то здесь разрыв между ними с точки зрения максимальных и средних значений по региону еще более выражен. Так, например, этот контраст очень существен в области электронной окружающей среды и электронного сельского хозяйства и заметен в области электронной занятости, электронного здравоохранения и электронной научной деятельности. Критически низкие значения интегральных показателей региона СНГ отмечаются по электронному государственному управлению: среднее значение составляет 2,427, а максимальное всего 3,467 из 7 возможных. Именно по этим направлениям в проекте Стратегии 2025 и Плане действий по ее реализации необходимо предусмотреть меры по преодолению информационного неравенства между государствами - участниками СНГ.

Анализ в явном виде показал необходимость разработки в СНГ современной системы мониторинга развития информационного общества, включая разработку модельного статистического инструментария, который позволит не только гармонизировать статистическую практику стран СНГ с международными стандартами, но и задаст стандарты СНГ для измерения тех направлений развития информационного общества, которые отсутствуют или недостаточно представлены в наработках международных организаций – электронная культура, электронное здравоохранение и др., связанные, в том числе, с достижением Целей устойчивого развития, одобренных в июле 2015 г. специально созданной открытой рабочей группой Генеральной Ассамблеи ООН.

_______________________

*Всего таких направлений одиннадцать. Направления «С8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент», «C9. Средства массовой информации», «С10. Этические аспекты информационного общества» и «C11. Международное и региональное сотрудничество» в ходе данной работы не анализировались в силу отсутствия или недостатка необходимых данных на международном и национальном уровнях.